Приход Лурдской Божией Матери
Перед революцией в столице жило 3700 французов-католиков, которые молились, как правило, в
Приходе святой Екатерины Александрийской на Невском пр. Во французском посольстве уже в 1860-е возник замысел отдельного храма для соотечественников, и тогда же арх. Н. Л. Бенуа создал проект здания в готическом стиле.
Однако лишь в октябре 1898 послу гр. Монтебелло удалось, благодаря русско-французскому сближению, добиться Высочайшего разрешения на строительство французами собственной церкви.
Сперва для него отвели Манежную площадь, но из-за протестов Православной Церкви и общественности летом 1900 года был куплен за 67 000 руб. участок подальше от центра, в Kовенском переулке.
Здесь, в том же году, по проекту арх. О. И. Тибо-Бриньоль, члена общины, из дерева была выстроена небольшая временная приходская церковь.
По просьбе настоятеля свящ. А. Кюни акад. Л. Н. Бенуа сочинил в 1902 проект трехнефной базилики в романском стиле с отдельной высокой башней-колокольней. По этому проекту, отличавшемуся живописной композицией, здание 23 июня 1903 и было заложено в присутствии посла гр. Монтебелло. Оно возводилось на пожертвования и доходы от лотереи.
Прежде всего была выстроена крипта с временным перекрытием, что позволило сразу начать богослужение (теперь это нижний зал церкви). Французская фирма Батиньоль пожертвовала общине много финского гранита, оставшегося от постройки Троицкого моста, а Черноморский завод цемент, что, в конечном итоге, привело к изменению первоначального проекта. В 1908 Л. Н. Бенуа и его ученик М. М. Перетяткович составили новый вариант, предложив вместо нефов зал, перекрытый железобетонным сводом, и фасад, облицованный грубоколотым гранитом, что придало зданию облик в стиле модерн. Измененный проект потребовал повторного утверждения, при этом возникли юридические трудности, преодоленные благодаря вмешательству французского посольства. Строительством руководил сам Перетяткович, главным подрядчиком был опытный инженер С. Н. Смирнов, конструкции исполнило товарищество «Железобетон». На 30-метровой колокольне повесили колокол, отлитый на заводе К. Орлова. Чаши для святой воды были сделаны из морских раковин.
Освящение храма во имя Французской Божией Матери (Notre Dame de France) произвел 22 ноября 1909 епископ Ян Цепляк в присутствии членов дипкорпуса и представителей власти. Внутри церковь была оформлена прилегающими готическими колоннами. Запрестольный образ «Жанна д?Арк защитница Франции» написал в 1916 известный художник-академист Э. К. Липгарт (в 1957 образ заменили картиной «Вручение ключей ап. Петру» Захарова). В храме хранятся частицы Креста Господня и некоторые святыни, переданные после закрытия собора св. Екатерины. В этой церкви отпевали представителей семьи Бенуа и многих петербуржцев французского происхождения. Община перед революцией насчитывала 1500 прихожан.
Престольный праздник сегодня отмечается 11 февраля, а ранее отмечался 15 августа, в день Успения. Настоятелем в 1907-1935 состоял священник-доминиканец Жан Амудрю. До августа 1941 богослужения вел о. Кловис Флоран, высланный из СССР после разрыва отношений с Францией. Церковь не действовала в 1922-1923, но затем не закрывалась (ибо по-прежнему была приписана к французскому посольству) и долгое время была единственной действующей католической церковью в Ленинграде. Прихожанами в эти годы являлись главным образом жители польского проихождения. Во время блокады богослужения прекратились (хотя храм был открыт) и только осенью 1945 возобновились. С этого времени храм носит имя Лурдской Божией Матери. В 1997 интерьер украсили витражи на библейские сюжеты, изготовленные И. Байковой.
По материалам Энциклопедии «Санкт-Петербург»
![Храм Лурдской Божей Матери](katol4_7.png)
![Храм Лурдской Божей Матери](katol4_9.png)
|
Посмотреть "Католические храмы, приходы в Петербурге"
На главную страницу
|